Государственная регистрация прав собственности
Законодателем предусмотрена обязательная регистрации права на недвижимое имущество, вне зависимости от того купили вы ее или получили по наследству. Данная процедура обязательна для всех собственников, и она закреплена в Федеральном законе №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 года. Рассмотрим подробнее, какие изменения ждут собственников.
Отметим, что государственной регистрации подлежат не только право собственности, но и право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, ипотека, сервитуты и иные права, об этом гласит 131 статья Гражданского кодекса РФ.
Необходимые документы и порядок проведения
Для регистрации права собственности на недвижимое имущество необходимо надлежащим образом заполнить и подать заявление. Законом установлена его форма и дана инструкция к заполнению.
Заявление можно подать любым способом, который будет наиболее удобным для будущего собственника:
- Личное обращение в МФЦ или Росреестр;
- Почтой с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении;
- Электронным документом, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, отправленных по e-mail;
- Через единый портал государственных услуг.
К заявлению необходимо приложить:
- Доверенность представителя;
- Документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (например, договор купли-продажи);
- Квитанцию об оплате государственной пошлины (2 000 р. – для физических лиц, 22 000 р. – для юридических).
Сотрудники Росреестра проверяют наличие всех необходимых документов и правильность их заполнения. При положительном результате, в ЕГРН вносятся все сведения о данном объекте , регистрируется право собственности и выдается соответствующий документ.
Если заявителем были допущены ошибки, подчистки или приписки в документах, не уплачена госпошлина, или вовсе не было подписано заявление, то заявление возвращается. После устранения указанных недочетов, с ним можно обратиться повторно.
Нужен ли нотариус?
Законодательство в сфере сделок с недвижимостью и регистрации прав на нее претерпело важные изменения. Это как раз и коснулось участия нотариуса в процессе государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Во-первых, следует помнить, что отменено обязательное нотариальное удостоверение сделок по отчуждению квартиры/доли в ней, которая находится в общей долевой собственности при условии обоюдного отказа от нее всеми собственниками.
Во-вторых, введена обязанность нотариуса после удостоверения сделки, незамедлительно самостоятельно передать соответствующую информацию в Росреестр в течение одного рабочего дня в форме электронного документа. Данный срок может быть увеличен, в случае технических проблем и передачи информации в бумажном виде, до 2 рабочих дней.